5 октября 2018
РОЧС информирует
В
современном мире проблема обеспечения пожарной безопасности приобретает
особую актуальность и является
приоритетным направлением в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим для обеспечения эффективного
функционирования противопожарной системы необходимо нормативное правовое регулирование
и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности.
В
настоящее время в Республике Беларусь проводится кардинальное изменение
механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса. Ключевым документом из пакета нормативных правовых актов по
улучшению бизнес-климата в стране является Декрет Президента Республики
Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»
(далее – Декрет). Положения Декрета направлены на развитие предпринимательской
инициативы, стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования. Он
предусматривает облегчение условий ведения бизнеса в стране, уменьшает
количество требований и создает более благоприятную обстановку для малого и среднего
предпринимательства, минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования
бизнеса, его ответственности за свою работу перед обществом. При этом
сохраняется необходимый уровень контроля
со стороны государства.
Согласно
пункту 3.5 Декрета вводятся единые, систематизированные и упрощенные требования
по пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных
помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Иные
требования пожарной безопасности подлежат применению по усмотрению субъектов
хозяйствования.
Таким образом, действующие ППБ Беларуси
01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь», ППБ 2.10-2001
«Правила пожарной Республики Беларусь на железнодорожном транспорте», ППБ 2.17-2004 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь на метрополитенах», ППБ 2.30-2006 «Правила пожарной безопасности Республики
Беларусь для организаций гражданской и государственной авиации», ППБ 2.33-2007
«Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для геологоразведочных
организаций», ППБ 2.34-2007 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь
на судах внутреннего
и водного транспорта», ППБ 2.35-2007 «Правила пожарной безопасности Республики
Беларусь при добыче нефти и переработке нефти», Правила пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь для субъектов хозяйствования в настоящее время носят рекомендательный характер.
Вместе с тем действующие ППБ
Беларуси 01-2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь» остаются
обязательными для соблюдения гражданами, а также для применения в отношении жилищного фонда.
В рамках проводимой работы по
либерализации условий экономической деятельности Министерством по чрезвычайным
ситуациям Республики Беларусь реализован комплекс мер по оптимизации требований
пожарной безопасности. Количество требований пожарной безопасности сокращено
более чем в 12 раз (с 770 до 62). Результат достигнут за счет исключения
дублирования, объединения схожих и более простого изложения требований с
сохранением необходимого уровня пожарной безопасности.
Требованиями Декрета установлено,
что ряд вопросов по обеспечению пожарной безопасности определяет Совет Министров Республики
Беларусь и Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Так,
Совет Министров Республики Беларусь определяет обязательные для соблюдения
специфические требования:
по обеспечениюпожарной безопасности для объектов, специально предназначенных для пребывания
детей, а также объектов с одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектов социальной сферы и
здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей (требования постановления направлены на проведение комплекса
организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на
объектах, специально предназначенных для пребывания детей, а также объектах с
одновременным пребыванием свыше 300 человек, объектах социальной сферы и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей);
по обеспечению пожарной безопасности
взрывопожароопасных и пожароопасных производств (требования постановления направлены на реализацию комплекса мер по предотвращению и ограничению распространения
пожара);
по обеспечению
пожарной безопасности для объектов железнодорожного транспорта (требования
постановления направлены на обеспечение пожарной безопасности объектов и подвижных составов
железнодорожного транспорта);
по обеспечению пожарной безопасности для объектов метрополитена (требования
постановления направлены на обеспечение пожарной безопасности для
объектов метрополитена);
по противопожарному обеспечению полетов и
обеспечению пожарной безопасности для объектов гражданской и государственной
авиации» (требования постановления направлены на проведение комплекса
организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на
объектах гражданской и государственной авиации);
по обеспечению пожарной безопасности на судах
внутреннего водного транспорта (требования постановления направлены на
обеспечение комплекса технических и организационных мер, проводимых с целью
предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для
безопасной эвакуации людей);
по обеспечению пожарной безопасности в лесах (требования постановления направлены на проведение комплекса
организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в
лесном фонде);
по
обеспечению пожарной безопасности при осуществлении геологоразведочных работ (требования
постановления направлены на соблюдение мер пожарной безопасности при производстве
геологоразведочных работ).
В компетенцию Министерства по
чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь входит определение следующие обязательныхдля соблюдения требований:
форма плана эвакуации людей при
пожаре (требования постановления направлены на установление формы плана
эвакуации людей при пожаре);
инструкция о порядке хранения
веществ и материалов (требования постановления направлены на установление
порядка хранения веществ и материалов на объектах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с
учетом их агрегатного состояния, совместимости их хранения, а также
однородности средств тушения);
содержание общеобъектовой инструкции
по пожарной безопасности (требования постановления направлены на установление
требований при разработке обязательной общеобъектовой инструкции по пожарной
безопасности);
оформление наряда-допуска на
проведение огневых работ на временных местах (требования постановления направлены на определение порядка оформления и установление формы наряда-допуска на
проведение огневых работ на временных местах);
программы пожарно-технического
минимум (требования постановления направлены на определение тем и минимального
количества учебных часов, отводимых на их изучение, при подготовке работников,
ответственных за пожарную безопасность субъекта хозяйствования, а также членов
пожарно-технических комиссий);
инструкция о порядке проверки
состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения (требования постановления
направлены на определение порядка проверки состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения);
нормы оснащения объектов
первичными средствами пожаротушения (требования постановления направлены на
определение вида и количества первичных средства пожаротушения с учетом
физико-химических и пожароопасных свойств горючих веществ, а также площади производственных
помещений, открытых площадок и установок);
инструкция о порядке подготовки
работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной
сфере (требования постановления направлены на установление порядка подготовки
работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере, включая порядок проведения противопожарного инструктажа,
порядок проведения подготовки по программе пожарно-технического минимума,
категории работников, подлежащих обязательной подготовке по этой программе);
требования к размещению и эксплуатации
теплогенерирующих аппаратов и отопительных приборов промышленного (заводского)
изготовления, теплоемких печей (требования постановления направлены на обеспечение
безопасной эксплуатации теплогенерирующих аппаратов и отопительных приборов
промышленного (заводского) изготовления, теплоемких печей).
На основании изложенного можно
отметить, что Декрет № 7 максимально упраздняет административные барьеры
между государством и бизнесом, тем самым поддерживая инициативу, направленную на поддержку сознательности субъектов хозяйствования при осуществлении предпринимательской деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О
развитии предпринимательства: Декрет Президента Республики Беларусь от
23.11.2017 № 7 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –
2017. № 1/17364.
2. ППБ
Беларуси 01–2014 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь»
[Электронный ресурс] : утв. постановлением М-ва по чрезвычайным ситуациям Респ.
Беларусь от 14 марта 2014 г. № 3 // Нац. реестр правовых актов Респ.
Беларусь. – ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. –
Минск, 2014. – № 8/28744.